11.02.2024

Храмовый комплекс Фусими-Инари-тайся

Храмовый комплекс Фусими-Инари-тайся (япон. 伏見稲荷大社)находится в административном районе Фусими города Киото. Он является главным святилищем среди более 30 тысяч синтоистских храмов, посвященных Инари и расположенных на территории Японии. Инари (稲荷) – это древнее божество плодородия, земледелия, счастливой семейной жизни и рисоводства.  В японской традиции оно принадлежит к числу духовных сущностей, называемых ками (神).

Оно может выступать в мужском, женском или двуполом обличии, а иногда изображаться как группа трех или даже пяти отдельных божеств. Чаще всего его изображают как молодую девицу или как мудрого старика с мешком риса. Его посланниками считаются лисицы кицунэ, обладающие сверхъестественными способностями.

Культ Инари появился в Японии предположительно в V или VI веке. Согласно одной из легенд это божество спустилось с небес на белой лисе во время страшного голода, поразившего страну. В его руках были снопы различных злаковых культур, в том числе риса. В те далекие времена земли в Японии якобы были болотистыми и затопленными водой, поэтому люди умирали от нехватки пищи.

Принесенный с небес рис хорошо рос на таких почвах и спас изголодавшийся народ от неминуемой смерти. Имя божества обычно переводят как «Растущий рис».

Согласно одной из легенд некий самурай по имени Хата-но Ирогу из клана Хата однажды тренировался в стрельбе из лука. В качестве мишени он использовал рисовую лепешку моти. Когда стрела попала в шарик риса, тот превратился в лебедя, который полетел на вершину горы Инари.

На том месте, где приземлился лебедь, вырос рис, что считалось очень хорошим предзнаменованием. Естественно, местные жители решили увековечить это чудесное событие строительством святилища.

Храм Фусими-Инари был основан в 711 году у подножья невысокой горы Инари высотой около 233 м над уровнем моря, входящей в состав горного хребта Хигасияма.

Культ Инари начал распространяться в период Хэйан (794-1185) после переноса имперской столицы из Нары в Хэйан-кё («Столица мира и спокойствия», сейчас Киото), когда дом Минамото разгромил дом Тайра.

В 942 году Фунаси-Инари получил статус одного из самых важных храмов Японии. На нынешнее место святилище было перенесено в XV веке, когда почти весь храмовый комплекс сгорел дотла во время десятилетней гражданской войны (1467-1477). Достоверных сведений о том, где он находился до пожара, не сохранилось.

Его главные сооружения были вновь отстроены в 1499 году. С 1871 по 1946 год он был храмом первого ранга традиционной политеистической религии синто и поддерживался по высшему разряду императорским двором.

Храмовый комплекс Фусими-Инари-тайся занимает площадь более 820 тысяч квадратных метров. Он состоит из основных религиозных построек у подножия горы Инари и более мелких святилищ, разбросанных по всей горе.

После революции Мэйдзи в 1869 году в храме произошли существенные изменения. Новые власти разделили синтоизм и буддизм, которые ранее тесно смешались между с собой. Из храма были удалены все буддийские скульптуры и атрибуты, связанные с буддизмом.

Святилище привлекает тысячи паломников. Больше всего его посещают во время Нового года. Сюда приходит много промышленников и бизнесменов, просящих успеха в своих делах.

Святилище пустеет еще до наступления темноты, поскольку считается, что лисы могут околдовать людей после захода солнца.

До пандемии COVID-19 храмовый комплекс Фусими-Инари-тайся ежегодно посещали от 4 до 5 млн туристов. Затем из-за противоэпидемических мероприятий количество посетителей уменьшилось.

Архитектурные особенности

Главный зал (хондэн) представляет собой собственный стиль Инари-дзукури. Позолоченные украшения в нем демонстрируют ранние признаки архитектуры поднего периода Адзути-Момояма (1568-1603).

Красно-белый фасад типичен для святилищ Инари, но зал главный зал больше обычного. Перед ним расположен внутренний зал, построенный в 1961 году. Внешний зал с крышей иримоя между главным залом и воротами ромон был завершен в 1840 году.

К северу от них расположен временный зал 1635 года в стиле нагаре-дзукури и административные здания.  На южной стороне находится чайный домик, подаренный храму в 1641 году императором Го-Мизуно. Он выполнен в промежуточной форме между стилями сёин и сукия.

На маршрутах паломничества, ведущих к горным вершинам, стоят тысячи ворот тории. К востоку от них в долине находится отдельное внутреннее святилище конца XV века. К верхним святыням ведут тропы под тысячей красных П-образных ворот без створок. Они называются тории (鳥居) и представляют собой два вертикальных столба, соединенных двумя горизонтальными перекладинами.

По обеим сторонам троп расставлены сотни каменных изваяний лисиц кицунэ, которые держат во рту различные предметы, связанные с культом Инари. Например, в одной из них есть ключ от рисового зернохранилища.

Обычай ставить тории в храмовом комплексе Фусими-Инари-тайся стал особенно популярным в период Эдо (1603-1868) в качестве подарка по обету.

Основные праздники, церемонии и фестивали

В течение года в храме Фусими-Инари происходит множество праздников, церемоний и фестивалей. Самыми значимыми считаются

         Сайтан-сай (歳 旦 祭)

Церемония, которая проводится рано утром 1 января. Император молится о счастье и благополучии японского народа.

        Сейнэн-сай  (成年祭 )

День достижения совершеннолетия, официально учрежденный в 1948 году. Праздник проводится во второй понедельник января. В этот день все, кому исполнилось 20 лет после 2 апреля предыдущего года или кто достигнет этого возраста к 1 апреля текущего года, становятся совершеннолетними.

В ходе торжественной церемонии представитель власти информирует вступающих в совершеннолетие об их обязанностях. С этого возраста молодежь может участвовать в политической жизни, легально употреблять алкоголь и курить сигареты.

       Сангё-сай (産業祭)  Благодарение Инари

Этот ежегодный фестиваль призван выразить благодарность Инари от лица всех предпринимателей и финансистов. Он сопровождается молитвами за успех в бизнесе и экономическое процветание, а также священным танцем Ока-но Май (桜花舞). Его название переводится как «Танец цветов вишни» и символизирует весны.

На этом фестивале люди приносят в жертву божеству различные продукты в обмен на благословение. Он был основан в 1957 году и проходит в воскресенье, которое ближе всего к 8 апреля.

          Инари-сай (稲荷祭)

Это самый важный фестиваль в году, который проходит в воскресенье, которое самое близкое к 20 апреля. Он посвящен молодым росткам риса и призван способствовать богатому урожаю. В этот праздник происходит торжественное шествие с перенесением священного паланкина (микоси), в котором обитает Инари.

        Тауэ-сай (田植祭)

Этот праздник отмечается 10 июня. Он знаменует пересадку саженцев риса из питомников на поля вокруг храма и сопровождается молитвами об обильном урожае.

Во время праздника мужчины и женщины в традиционных крестьянских костюмах сажают рис под аккомпанемент радостных песен и танцев. Перед посевом божествам преподносятся роскошные тарелки с рыбой, овощами и сакэ, а участники торжества и саженцы риса получают благословление от настоятеля храма.

         Охараи (大 祓) «Великое очищение»

Церемония очищения императора и членов императорской семьи. Она проводится два раза в год 30 июня и 30 декабря или в исключительных случаях дополнительно в другие дни. Церемония появилась в конце VII века. В период Мейдзи (1868-1912) была восстановлена значительная часть древних ритуалов, которые исчезли в средневековье.

 

 

Похожие посты