В самом центре исторической части Анкары находятся руины римского амфитеатра. Он был построен в эпоху императора Адриана приблизительно в 128 году.
Письменных источников, подтверждающих точную дату постройки театра, не сохранилось. Археологи пришли к ней, сопоставив архитектурные особенности здания, найденные при раскопках предметы быта и основание статуи Адриана с вырезанной на камне надписью.
На ней представители дионисийской гильдии актеров и музыкантов с присущим всем деятелям искусства раболепием благодарят императора за проявленную к ним заботу и организацию роскошных фестивалей местными чиновниками. Служители Мельпомены подобострастно сравнивают своего благодетеля с Дионисом, богом виноделия и театра.
Известно, что Адриан посещал Анкиру (так тогда называлась Анкара) в 117 и 128 гг. Второе посещение могло быть связано с открытием амфитеатра и проводимых в нем торжественных мероприятий.
Обнаруженные в культурном слое многочисленные фрагменты бронзовых пряжек для ремней в форме хвоста ласточки, которые характерны для начала первого века нашей эры. Такие находки указывают на то, что амфитеатр мог быть возведен раньше во времена правления императорской династии Юлиев-Клавдиев с 27 до н. э. по 68 год. В этот период на территории империи наблюдалось массовое строительство культовых сооружений.
Большая часть амфитеатра была разобрана на строительные материалы, которые на протяжении столетий использовались для строительства и укрепления крепости Хисар, возвышающейся на высоком холме над старой частью Анкары и воздвигнутой во времена хеттов.
Первые археологические исследования на территории древнего сооружения впервые были проведены только в 1982 году. Спустя пять лет они были продолжены под патронатом Исторического музея Анкары.
Здание амфитеатра было построено в форме полукруга. Места для зрителей располагались на склоне холма у подножия цитадели. Два сводчатых прохода вели к полукруглой орхестре, которую занимал хор во время представления. Ее диаметр около 13 м, она окружена толстой стеной.
Сохранился проскенион, так называлась площадка, где выступали артисты. Перед зрительным залом размещалась скена. Это помещение, служившее для хранения реквизита и переодевания актеров. От него уцелела только северная часть. Хор использовал переходы, называвшиеся пародосами, из которых восточный сохранился почти полностью, а западный лишь частично.
Зрительские скамейки высотой около 40 см и разделительные лестницы были сделаны из камня (андезита) и гипса. Всего имелось 22 ряда для зрителей. В здании помещались от 3 до 5 тысяч посетителей.
Скена сложена была из блоков андезита и неоднократно перестраивалась. Первоначально она имела 31 м в длину и 8 м в ширину. От нее пять ворот вели к зрительской аудитории.
Фрагменты найденных скульптур подтверждают предположение, что римский театр в Анкаре был богато украшен изнутри. Археологам удалось извлечь из почвы множество высокохудожественных изваянияй. Среди них голова женщины из цветного мрамора, сидящий оратор и голова сатира, которая вероятней всего располагалась у главного входа. Особое место занимают 26 фрагментов памятника Адриана. Идентифицировать его удалось по характерной прическе императора.
На данный момент вход на территорию римского театра в Анкаре недоступен для туристов. Полюбоваться достопримечательностью можно с горы, со стороны улицы Хисар паркы.