Тридцать первый султан Османской империи Абдул-Меджид I (1823-1861) был большим поклонником европейской культуры. В годы его правления на территории современной Турции были проложены железнодорожные дороги, появился телеграф и множество других технических новинок. Он изменил законодательство, взяв за образец кодекс Наполеона, и отказался от древнего права распоряжаться имуществом и жизнью своих подданных.
Столь продвинутый для своего времени правитель тяготился жить в средневековом дворце Топкапы, поэтому решил построить себе новую резиденцию. Она должна была не только соответствовать лучшим архитектурным изыскам европейцев, но и поражать своим великолепием.
Дворец в стиле барокко и рококо обошелся государственной казне в фантастическую сумму, равную четвертой части ежегодно собираемых налогов и примерно эквивалентную 35 тоннам золота, из которых почти 14 тонн ушло только на украшение внутренних покоев. В настоящее время здание занимает площадь более 45000 кв. м. В нем имеется 285 богато украшенных комнат, 46 коридоров, 6 бань, 68 туалетов и 1427 окон.
С незапамятных времен на месте нынешнего дворца Долмабахче была гавань. В XVII столетии было решено ее засыпать землей, а на образовавшейся насыпи был разбит роскошный сад. В нем любили отдыхать падишахи и члены их семей. Для отдыха использовался деревянный комплекс под названием Бешикташ Сахиль Сарайы.
Строительство нового дворца началось 13 июня 1843 года и закончилось 7 июня 1856 года. Частично оно было профинансировано выпуском бумажных денег и зарубежными займами, что привело к негативным последствиям в экономике страны и фактическому финансовому контролю со стороны европейских держав. К концу XIX столетия Османская империя, по сути, стала банкротом и получила прозвище «больного человека на Босфоре».
Проект султанской резиденции принадлежит братьям Карабету и Никогосу Бальян, представителям армянской династии придворных архитекторов XVIII-XIX веков.
Она была спроектирована и построена в западноевропейском стиле, а образцом для нее послужили французский Лувр и английский Букингемский дворец. Над ее строительством ежедневно трудились около 5200 человек.
В 1856-1922 гг. дворец Долмабахче служил резиденцией 6 султанам. Последним из них был Абдул-Меджид II. После падения монархии во дворце поселился Ататюрк и жил в нем до самой смерти в 1938 году. Затем здесь до 1949 года была резиденция президента Турецкой республики Исмета Инёню.
В 1984 г дворец Долмабахче стал музеем.
Внешний вид со стороны Босфора напоминает характерный для Западной Европы классический комплекс из двух крыльев с большим центральным ризалитом (частью здания впереди основной линии фасада). В то же время он сохраняет черты, характерные для османской архитектуры.
Здание согласно традиции разделено на южную и северную часть. В первой находятся репрезентативные комнаты, а во второй жилые апартаменты султана и его гарема. Между ними расположен большой зал для приемов площадью около 2000 кв. м и высотой 36 м.
Так как гарем был закрыт от внешнего мира, главный вход располагался в южном крыле здания. Там же находятся залы для приема гостей и иноземных делегаций. В гареме имеется 8 апартаментов для жен султана и его матери. Все они оборудованы отдельными ванными комнатами.
Для облицовки использовали египетский алебастр, порфир с предместья Бергамы и мрамор с берегов Мраморного моря. Терраса, обращенная к Босфору, закрыта на берегу высоким забором. Имеющиеся в нем ворота ведут к пристани.
Ландшафт украшают сады Долмабахче:
Сад Хасбахче находится между входом во дворец. Он имеет квадратную форму, в центре расположен круглый фонтан с фигурами лебедей. От него идут две тропинки, по бокам которых высажены экзотические деревья (пальмы, кедры, корейские сосны, магнолии и араукарии).
Сад простирается до самого Босфора, где у самого берега возле Морских ворот имеются еще два фонтана.
Сад Кушлук Бахчеси соседствует с одной стороны с Хасбахче, а с другой стороны с садом гарема. В нем растет много деревьев, поэтому здесь всегда много тени. В нем находится Стеклянный киоск, из которого падишахи наблюдали за парадами.
Сад является типичным для классического турецкого ландшафтного дизайна. Он изобилует цветами, растущими вокруг фонтана. У его стен стоит птичник, где живут павлины, фазаны и попугаи.
Непосредственно к гарему прилегает парк в форме латинской буквы L. В нем растут в основном секвойи. Фонтан имеет овальную форму. Цветники разбиты в виде различных геометрических фигур.
Сад отделяет от улицы высокий забор. Раньше возле него располагалась сокровищница, а сейчас музей часов.
Селамлык – место, где происходили официальные приемы падишаха. Торжественные мероприятия проходили в церемониальном зале. Над ним возвышается на высоте 36 м купол, с которого помещение освещает гигантская люстра из богемского стекла и 750 светильников. Она весит около 4500 кг.
Для обогрева в церемониальном зале используется проложенная под полом система отопления. Пол покрыт ковром площадью около 125 кв. м. Он был соткан в городе Хереке провинции Коджаэли и является вторым по размерам ковром в Турции. Помещение украшает Хрустальная лестница, балюстрады которой сделаны из хрусталя.
В зале для послов послы с письмами для султана ожидали его приема. Потолок в нем был украшен золотом, хрустальными люстрами и подсвечниками. Камин украшает резьба, выполненная в британском стиле.
Послов принимали в зале с хрустальным камином и красной декорацией. Его стены украшены разноцветной декорацией.
В Селамлыке имелись также покои султана, библиотека и баня хамам. Ее потолки расписаны в силе барокко, а стены выложены египетским алебастром.
Между официальными и приватными помещениями расположен зал Зюльвечеин. В нем проходили религиозные церемонии и бракосочетания. Это единственное место в Селамлыке, где могли присутствовать жены и наложницы султана.
В гареме жила мать султана, его жены и он сам. Он состоял из двух частей. Она выходила к морю, а вторая в сад. Гарем соединен с Селамлыком через церемониальный зал. Его комнаты расположены в одну линию и разделены между собой просторными холлами.
Самыми богатыми комнатами являются личные апартаменты султана и его матери. Третьими по роскоши были хоромы старшей жены.
Длинные коридоры перекрываются тяжелыми металлическими и деревянными дверьми. Возле них постоянно находилась стража. На стенах висят уникальные произведения живописи.
В гареме находилась Красная комната. В ней падишах принимал заграничные посольства. Она декорирована в классическом французском стиле. Потолок имеет форму купола. У входа в Красную комнату стоят светильники из слоновой кости и медвежьи шкуры, подарок российского императора Николая II.
Розовый зал использовался исключительно для нужд матери султана. Традицию изменил Ататюрк, который проводил в нем много времени. Рядом с розовым залом находится голубой, который занимал султан. В гареме были также спальни, где размещались султанские фавориты и гости. Во времена республики в них селили президентов других государств.