На протяжении четырех веков дворец Топкапы в Стамбуле был главной резиденцией султанов Османской империи. Его строительство было начато Мехмедом II Завоевателем вскоре после взятия Константинополя. Первоначально строительные работы проводились на территории форума Феодосия (нынешняя площадь Беязыт), но в 1459 году было принято решение перенести их на более выгодное из стратегических соображений место.
Новое здание расположилось на мысе Сарайбурну, разделяющем Мраморное море и залив Золотой Рог. Оно представляло собой глобальную перестройку дворца Мангана, построенного в Х веке византийским императором Василием I Македонянином. Строительство продолжалось 9 лет и завершилось в 1468 году.
Спустя десятилетие были возведены защитные стены, положившие начало современной структуре дворцового комплекса. Его обновление и расширение продолжалось до середины XIX века, когда тяготеющий к европейской архитектуре Абдул-Меджид I решил переехать в новый дворец Долмабахче, возведенный по его приказу в стиле барокко.
Османы назвали его Топкапы Сарайы, что на русский язык дословно переводится как «Дворец пушечного выстрела». Согласно сложившейся традиции выезд султана из своей резиденции сопровождался пушечным выстрелом, что и послужило причиной для такого названия.
Дворец Топкапы был по сути отдельным городом, занимающим площадь более 69 га. В нем проживало около 5000 жителей, было много построек и огромный сад. По числу въездных ворот он был поделен на 4 двора (авлу), которые были защищены крепостными валами и разделены между собой.
Дворец от города отделяют Ворота Повелителя (Баб-ы Хюмаюн), являющиеся главным входом и ведущие в первый двор. Слева и справа от них находятся помещения для стражи. Над входной аркой располагаются каллиграфические надписи, сделанные выдающимся каллиграфом, архитектором и математиком Али бин Яхья-Софи (1478).
Этот двор назывался также Алай Мейданы (майдан янычаров). Он был открыт для всех, чиновники высокого ранга имели право въезжать через него во дворец верхом на лошади по 300-метровой аллее, тянущейся между Воротами Повелителя и Воротами Приветствия. По ее левой стороне находились склады, помещения для торговцев, конюшни и бани. С правой стороны проводились военные парады и тренировки янычаров.
Здесь сохранилась Церковь Святой Ирины VI века, в которой в 381 году прошел Второй вселенский собор. Она не была переделана в мусульманскую мечеть, а использовалась в качестве оружейных складов и монетного двора. Сейчас она служит концертным залом для проведения различных музыкальных фестивалей. Внутри здания стоит саркофаг, в котором согласно легенде уцелели останки римского императора Константина Великого.
В него ведут Центральные ворота (Орта Капы), построенные в 1524 г при султане Сулеймане Великолепном. Их строили захваченные в плен зодчие из Венгрии.
Здесь размещалась султанская казна, высшие органы законодательной и исполнительной власти (Диван Высокой Порты). В восточной стороне двора была дворцовая кухня, где ежедневно кормилось до 6000 человек. Теперь в ней доступно для осмотра большое собрание китайского фарфора.
Рядом с кухней были расквартированы копьеносцы, бывшие личной гвардией султана.
В него можно было пройти через Ворота счастья (Баб-ус-саадет). В находились внутренние покои повелителя и его гарем. Пройти в них разрешалось только по специальному приглашению в присутствии белых евнухов.
В нем находился небольшой внутренний дворик (шимширлик), в котором были 12 павильонов с отдельными комнатами. Здесь жили сыновья султана и возможные престолонаследники. У них была райская жизнь, но им нельзя было покидать шимширлик под страхом смерти. Большинство из них обычно предавались смертной казни при восшествии на престол нового повелителя.
В третьем дворе находились многочисленные коллекции и реликвии, тронный зал и библиотека Ахмеда III с богатейшим собранием древних рукописей. В тронном зале султан встречался с послами чужих стран и своими военачальниками. По соображениям безопасности вся стража в нем была глухонемой.
В четвертом дворе располагались парки, сады и террасы для отдыха и прогулок султана. В них были открытые павильоны (киоски), построенные после взятия Багдада Мурадом IV в 1638 году с видом на Босфор.
Все здания демонстрировали немыслимую роскошь. В качестве строительных материалов использовались мрамор и красное дерево, а для декорации тоннами применялось золото. Во всех помещениях были дорогие ковры и мебель.
На данный момент сохранились 7 павильонов, мечеть Софа и портик для ифтара (вечернего приема пищи в месяц Рамадан).