27.11.2023

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави находится в городе Туркестан, расположенном в южной части Казахстана недалеко от реки Сырдарья. Ранее этот город назывался Ясы и был политическим, экономическим, религиозным и культурным центром Казахского ханства (1598-1781). В нем жил и умер выдающийся среднеазиатский суфийский поэт, основатель тюркской ветви школы суфизма и братства бродячих проповедников-суфиев Ясавия.

Они активно проповедовали ислам среди тюркоязычных кочевых племен Восточного Туркестана, Казахстана, Малой и Средней Азии вплоть до XVII века и сыграли значительную роль в исламизации этих регионов. Их духовные практики и воззрения представляли собой гармоничное сочетание классического ислама с шаманистскими верованиями и народными традициями.

Члены братства носили особый тип одежды, не препятствовали участию женщин во многих ритуалах, использовали древние способы жертвоприношения животных и родной язык в провозглашении зикра (произнесение молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха). Они не создавали специальных обителей за исключением тех, которые возникали при усыпальницах святых шейхов.

В братстве Ясавия большое внимание уделялось аскетического уединения во время медитаций. Его взгляды не смогли утвердиться как самостоятельное учение, но оказали значительное влияние на развитие ислама в Центральной Азии.

Ходжа Ахмед Ясави

Ахмед Ясави родился в 1103 году на юге Казахстана в селе Сайрам, которое сейчас стало жилым массивом города Шымкент. Вскоре после его рождения умерла мать. О мальчике заботилась его сестра Гавхар Шахноз.

После смерти отца в возрасте 7 лет его взял на воспитание родной дядя Арыстан-Баб (Арслан-Баб), старший шейх города Ясы, признанный при жизни святым суфием.

Под руководством дяди скромный и тихий племянник превратился в высокодуховную личность и постепенно стал приобретать славу человека, владеющего тайными знаниями.

В то время Бухара была местом, где собирались лучшие богословы и ученые Средней Азии. По совету Арыстына-Бабы талантливый юноша переехал в Бухару, где познакомился с шейхом Юсуфом Хамадани и стал его учеником. Там он изучает персидский и арабский языки, знакомится с мистической литературой.

В 1160 году Ходжа Ахмед Ясави вернулся в свой родной город, чтобы распространять ислам среди своих земляков. Им была написана на чагатайском языке книга «Дивани хикмат» (Собрание мудрости), в которой в форме стихов излагались основные правила и догмы ислама. В ней он призывал людей к аскетизму, терпению, справедливости и любви к Всевышнему.

«Дивани хикмат» пользовалась большой популярностью среди кочевников в казахской степи. Она неоднократно дополнялась его последователями и стала настоящим достоянием всего народа.

Это произведение поэтически очень близко к народным песням, поэтому часто передавалось из уст в уста, меняло свой первоначальный язык и стиль, но сохраняло свое основное идейное содержание. Оно превратилось в большой энциклопедический труд, в котором освещаются тайны суфизма и принципы шариата.

В возрасте 63 лет Ходжа Ахмед Ясави принял решение уйти из общественной жизни, после чего сам вырыл себе подземную келью и жил отшельником. В ней он и умер, не выходя на поверхность.

Тимур и Ходжа Ахмед Ясави

Усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави стала местом паломничества для многих мусульман Средней Азии. Тимур, тюрко-монгольский завоеватель и основатель империи Тимуридов (1370-1507), приказал воздвигнуть над ней мавзолей.

Этим приказом он не только очередной раз демонстрировал свою приверженность к исламу, но и преследовал далеко идущие политические цели. Отдавая дань уважения популярному в народе человеку, он способствовал укреплению своего авторитета среди кочевников Великой степи.

Строительство было начато в 1396 году и было задумано как символ победы Тимура над золотоордынским ханом Тохтамышем в битве на Тереке, состоявшемся на год раньше.

После смерти легендарного полководца в 1405 году мавзолей еще не был закончен, а его строительство приостановилось. Фасад остался незавершенным, а два запланированных минарета не были построены.

Мавзолей был достроен Абдуллахом II (1534-1598), узбекским ханом из династии Шейбанидов. При нем также была произведена реконструкция части обветшалых к тому времени строений.

Новаторская архитектура мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави послужила образцом для более поздних построек, возведенных в Самарканде.

Архитектурные особенности

Здание высотой 38,7 метра, ориентированное по оси северо-запад-юго-восток, построено в плане прямоугольной формы с размерами 45,8 на 62,7 метра. В качестве строительных материалов использовались жженые кирпичи, гипс и глина.

Наружные стены облицованы керамической плиткой с геометрическими мотивами. Она украшена надписями, выполненными куфическим письмом. Толщина наружных стен достигает 3 м, а стен центрального зала – 3 м.

Вход в мавзолей находится с юго-восточной стороны. Через айван паломники попадают в главный зал. Собой он представляет квадрат со стороной 18,2 метра.

Зал увенчан куполом диаметром 18,2 м и высотой 28 м. Он является крупнейшим куполом такого рода в Центральной Азии. Его крыша покрыта зеленой и золотой керамической черепицей.

Сколько лет мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави?

В центре купола находится внутренний купол меньшего размера высотой 17 метров. Барабан, на котором покоится внешний купол, облицован зеленой керамической плиткой с золотым декором и цитатами из Корана. Внутренняя часть внутреннего купола украшена алебастровым сталактитовым орнаментом.

Центральный зал окружают 36 вспомогательных помещений, в том числе мечеть, трапезная и библиотека. Его двери украшает высокохудожественная резьба по дереву и слоновой кости.

Чем знаменит мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави?

В зале находится Казандык. Так называется место, где хранится Тай Казан. Это сосуд для воды, отлитый из сплава 7 благородных металлов. Он состоит из золота, серебра, железа, бронзы, олова, меди и свинца.

Тай Казан был изготовлен в 1399 году по распоряжению Тимура специально доставленным из Ирана мастером Абдульгазизом ибн Шарафтутдином из Тебриза. Его вес около 2 тонн, диаметр 240 см, а высота 160 см. Тай Казан вмещает около 3000 л воды.

Вода из него считалась целебной, поэтому ее раздавали верующим после пятничной молитвы.

Тай Казан символизирует благодать и щедрость духов. Воду для него берут из находящегося в мавзолее колодца.

С 1934 года Тай Казан экспонировался в ленинградском Эрмитаже. В 1988 году казахским властям удалось его вернуть на историческую родину.

Усыпальница представляет собой квадратное купольное помещение площадью 7,5 х 7,5 м с неглубокими, но широкими арочными нишами вдоль всех стен. Саркофаг Ходжи Ахмада украшен бледно-зеленым орнаментом.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в 2003 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Похожие посты