В Западных Гатах на территории штата Махараштра находится небольшая деревня Карли. Она расположена примерно в 50 км на северо-запад от города Пуна, первой столицы империи Маратхов. В нее со всей Индии приезжают буддийские паломники, чтобы посетить пещерный буддистский храм, высеченный в скальном утесе во II веке до нашей эры и расширяемый на протяжении последующих 4 столетий.
Он состоит из множества келий и большого зала для совместных молитв, называемого чайтья (caitya). Чайтья в Карли является одним из древнейших памятников буддийской архитектуры в Индии.
Храмовый комплекс расположен с северной стороны долины реки Индраяна на высоте около 770 м над уровнем моря.
В древности здесь проходил торговый путь, связывавший города Пуна и Мумбаи. По нему от побережья Аравийского моря товары поступали на Деканское плоскогорье. Монахи обосновались почти посредине этого торгового пути, что позволяло им пополнять монастырскую казну за счет пожертвований торговцев и путешественников.
В 20 км в северо-западном направлении от буддистского храма Карли процветал город Лонавала, где был большой рынок и форты Лохагад и Вишапур, охранявшие бизнесменов от нападения разбойников. Торговый путь связывал западную цивилизацию с восточной, по нему торговцы из Ближнего Востока могли попасть в Китай, Камбоджу, на Яву и Суматру.
До появления буддизма в Западных Гатах был популярен культ богини Эквира Деви, которая по своей сути является местным аналогом богини Кали. Ее святилище сохранилось поблизости пещерного буддистского храма Кали. Туда до сих пор прибывают ее адепты из Мумбаи, чтобы принести ей жертвы и вознести молитвы. В этих краях мирно соседствуют с буддизмом древние местные культы.
Пещеры были вырезаны под наклоном вниз. Такая техника облегчала удаление обломков, которые могли бы легко соскользнуть к выходу. В то же время не было необходимости сооружать строительные леса, а рабочие были защищены от падающих камней.
Предположительно на первых этапах строительства монахи все делали своими руками. С увеличением доходов они стали привлекать профессиональных каменщиков и скульпторов, оплачивая их трудоемкую и высокохудожественную работу.
Главной достопримечательностью пещерного храма Карли является огромный зал чайтья. Его длина достигает 45 м, а высота и ширина 14 м.
Он разделен двумя рядами по 15 восьмиугольных столбов в широком центральном нефе и двумя узкими проходами для занятий. Боковые стены оставлены голыми и без прикрас.
Изнутри зал украшают статуи лежащих или стоящих на коленях слонов вместе с людьми. Сводчатая крыша, высеченная из твердого камня, укреплена тиковыми опорами, которым уже почти 2000 лет.
В апсиде возвышается ступенчатая ступа высотой около 3,5 м. Ее нижняя часть сделана из камня, а верхняя из дерева. Доступ к ней ранее разрешался только монахам, богатым торговцам и высокопоставленным сановникам. Только они имели право совершать вокруг нее ритуальный обход, называемый парикрама.
Слева перед входом в зал чайтья стоит рифленый столб высотой 15 м, высеченный целиком из скалы с колоколообразной капителью и башней с четырьмя львами, обращенными во все стороны. В коридоре на стенах расположены рельефы с изображениями Будды в позе лотоса, львов и слонов.
Кельи и помещения для монахов (вихара) вырезаны из камня в три этажа. Изначально в них не было ни ступ, ни культовых изображений. Их стали добавлять в начале V века.
В более поздние времена кельи стали сдавать в аренду торговцам в качестве жилья и кладовок для товаров. Слуги в них не допускались и оставались ночевать вместе с вьючными животными у подножия скалы.