Мавзолей Тадж-Махал является одной из главных достопримечательностей Индии. Ежегодно его посещают более 8 миллионов посетителей. Выдающийся памятник средневековой индийской архитектуры входит в число «Новых семи чудес света». С 1 января 2006 по 6 июля 2007 года более 90 миллионов человек со всего мира определили их в голосовании с помощью SMS и интернета, проведенной швейцарской компанией New Open World Corporation. Ее результаты были обнародованы на стадионе Эштадиу да Луш в Лиссабоне в «день 7 семерок» 7.07.07.
Тадж-Махал был возведен Шахом Джаханом I (1592-1666) с династии Великих Моголов в память своей любимой второй жены Мумтаз-Махал (1593-1631). Прожив с ним в счастливом браке 18 лет, она неожиданно умерла в возрасте 38 лет во время родов четырнадцатого ребенка, когда ее муж участвовал в военной компании в Декане. В девичестве шахиню звали Арджуманад Бану Бегам.
За неземную красоту и ангельский характер тесть дал ей имя Мумтаз-Махал, что в переводе с языка урду на русский означает «Украшение дворца».
Уже при ее жизни поэты воспевали ее красоту, грацию, ум и сострадание к простым людям. Она повсюду сопровождала своего супруга, который в знак полного доверия отдал ей на хранение императорскую печать и никогда не отказывал ни в одной просьбе. Мумтаз-Махал пользовалась своим влиянием только для добрых дел. Она помогала бедным и лишенным гражданских прав, прославилась тем, что часто просила пощады для осужденных на смертную казнь, тем самым спасая их жизни.
Мавзолей Тадж-Махал находится на территории нынешнего штата Уттар-Прадеш в городе Агра, расположенного в 200 км от Дели. Он воздвигнут на берегу реки Ямуна (Джамна).
Комплекс состоит из главного мавзолея с большим куполом, характерным для исламской архитектуры, и огромных ворот, символизирующих врата в рай. Он установлен на постаменте с четырьмя минаретами по углам. По бокам находятся две одинаковые мечети из красного камня.
Комплекс дополняется водными каналами и ландшафтным садом, разделенным на 4 части. Сад в персидском стиле перед мавзолеем имитирует мусульманский образ рая, который очень похож на его христианский аналог.
Площадь около 12 тысяч квадратных метров была выкопана под фундамент и заполнена щебнем, чтобы уменьшить влияние просачивающейся через грунт речной воды. Вся территория была поднята на высоту 15 м над уровнем берега реки.
О мавзолее Тадж-Махал в Индии сложено множество легенд. Одна из них гласит, что Мумтаз-Махал перед смертью попросила мужа выполнить 3 обещания. Он должен был заботиться о детях, никогда больше не жениться и построить здание, которое будет напоминать о ней. Монарх сильно опечалился после ее смерти и поседел за одну ночь. Он выполнил все ее предсмертные пожелания. Шах так больше и не женился, что, впрочем, не помешало ему содержать множество наложниц.
В честь умершей жены шах решил построить гробницу-мавзолей, которое станет лучшим зданием в мире. После завершения строительных работ он велел всем рабочим отрезать большие пальцы на руках, чтобы они никогда не смогли воздвигнуть нечто подобное.
Ни один письменный источник не подтверждает такую жестокость. На самом деле, потомки этих мастеров до сегодняшнего дня занимаются реконструкцией построенного их предками архитектурного шедевра.
Строительство мавзолея обошлось государственной казне в астрономическую сумму. Историки оценивают ее по тем временам в 32 млн рупий. Сейчас это эквивалентно примерно 1 миллиарду долларов США.
Такие расходы не прошли бесследно для убитого горем супруга. Его сын Аурангзеб не простил ему расточительности и при первом же удобном случае поднял мятеж, свергнул отца с трона и заточил в Красной крепости. Узник помер в темнице, издали любуясь своим творением через окно. Коварный сын, укрепившись во власти, похоронил отца рядом с его женой и внес свои коррективы в архитектурный ансамбль, отчасти нарушив первоначальную симметрию.
Комплекс Тадж-Махал строился на протяжении 22 лет (1632-1654). На строительстве были заняты от 20 до 25 тысяч работников. Шах пригласил лучших мастеров со всей империи, а также с Персии, Ближнего Востока и Средней Азии. Предположительно в разработке проекта принимал участие венецианец Джеронимо Веронео и француз Огюстен из Бордо.
Официальные придворные хроники утверждают, что Джахан I увидел будущее здание во сне и запомнил во всех подробностях. Проснувшись утром, он приступил к грандиозному строительству. Ряд сохранившихся манускриптов указывают на то, что автором проекта был Устад Ахмад Лахори, спроектировавший ранее несколько зданий в Агра-форте.
Для возведения стен использовался белый мрамор, который везли на слонах и быках из каменоломен Раджастхана. Дорога занимала расстояние более 350 км. С окрестных стран транспортировалось 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней, используемых для отделки внешней стороны стен и внутренних помещений. Они инкрустировались в белый мрамор.
В 1830-х годах Тадж-Махал пришел в полный упадок и начал постепенно зарастать деревьями. Лорд Уильям Кавендиш-Бентинк, генерал-губернатор Бенгалии, предложил разобрать здание и продать полученные стройматериалы в Лондоне. Его идея не реализовалась только потому, что вытащенный ранее из Красного форта мрамор, к счастью, не нашлось покупателей.
В 1900 году лорд Джордж Натаниэл Керзон, вице-король Индии, приказал восстановить разрушающийся мавзолей. Реставрация и восстановление сада были сделаны в течение последующих 8 лет.
В 1983 году мавзолей Тадж-Махал внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Тадж-Махал соединил в себе традиции зодчества Персии и ранней архитектуры Великих Моголов. Центром всего комплекса является гробница. Она представляет собой большое белое мраморное сооружение, стоящее на квадратном цоколе и увенчанное огромным куполом.
В ее основе лежит большой многокамерный куб со скошенными углами и образующий неравную восьмигранную структуру с 4 сторонами длиной около 55 м. Каждая сторона обрамлена арочным или сводчатым сводом с 2 балконами.
Гробницу украшают по углам 4 минарета высотой более 40 м и белый мраморный купол. Его высота почти равна основанию, около 35 м. Купол поддерживается круглым барабаном в форме груши. Верхняя треть купола украшена кольцом с тиснением цветков лотоса и золотой иглой, которая в начале XIX века была заменена на копию из позолоченной бронзы.
Игла заканчивается серповидной луной, рога которой направлены на небо. Верх иглы и рога луны образуют трезубец, напоминающий традиционный индуистский символ бога Шивы. Купол поддерживают 38 столбов с отверстиями, обеспечивающими естественное освещение интерьера. Изнутри стены украшены стилизованными изображениями лотоса.
Каждый минарет разделен на три равные части двумя балконами, которые окружают его в форме колец. В верхней части имеется терраса, повторяющая дизайн мавзолея.
Здание снаружи декорировано абстрактными геометрическими элементами, растительными мотивами и каллиграфией. Декорация выполнена с помощью штукатурки и красок, нанесенных на стены, инкрустированных камней и скульптур. Везде присутствуют каллиграфические отрывки из Корана, оформленные каллиграфом Аманат-ханом. Большая часть надписей сделана из яшмы или черного мрамора, вставленного в мраморные панели.
Центральный зал декорирован драгоценными камнями. В нем находятся кенотафы (ложные саркофаги) Мумтаз-Махал и Шаха Джахана. Высота внутренних стен достигает 25 м. Они заканчиваются внутренним куполом, украшенным солнечными мотивами. Внизу расположены 8 заостренных арок с балконами, через которые внутрь помещения проникает свет.
Каждая стена украшена невысокими рельефами, сложными инкрустированными стразами и изысканными каллиграфическими панелями.
Согласно мусульманской традиции тела супругов покоятся не в гробнице, а в относительно простой комнате под главным залом Тадж-Махала. Они похоронены вдоль оси север-юг. Их лица наклонены вправо в направлении Мекки.