Одним из главных памятников изобразительного искусства Древнего Египта считаются колоссы Мемнона в Луксоре. Это две гигантские статуи, изображающие фараона Аменхотепа III. В годы его правления страна переживала невиданный подъем. Процветали ремесла и сельское хозяйство, велись небольшие победоносные войны и прибыльная торговля с соседними государствами. Их цари искренне заискивали перед везучим правителем.
Неудивительно, что культ обожествления фараона достиг своего апогея. Повсеместно возводились огромные культовые сооружения, призванные на века прославить его величие. Народ воздавал царским идолам божественные почести и продолжал безропотно трудиться на великих стройках.
Свое название колоссы получили по недоразумению. Прибывшие в Египет греки увидели в них внешнее сходство с имеющим троянские корни эфиопским царем Мемноном, поэтому назвали статуи его именем.
Аменхотеп III, отец религиозного реформатора Эхнатона, правил в эпоху Нового царства в XIV столетии до нашей эры. При его жизни в Фивах был построен огромный комплекс, названный Поминальным храмом и расположенный на площади более 35 га. У входа в него располагались статуи, изображавшие сидящего фараона, устремившего взор к водам Нила и восходящему солнцу.
Главное храмовое здание было приблизительно 700 м в длину и 550 м в ширину. Для его стен использовались глиняные кирпичи. После нескольких наводнений они пришли в негодность. Позднее уцелевшие руины были использованы в качестве строительного материала для строительства других храмов. Особенно в этом преуспел Мернептах, царствовавший в 1212-1202 гг. до н. э.
После землетрясения в 27 году до нашей эры в северной статуе от головы до пояса появились трещины. Во время восхода солнца она стала издавать звуки от дуновений утреннего ветра и нагревания остывших за ночь камней. Так появилась легенда о поющих колоссах.
В греческой мифологии Мемнон считался сыном Эос, богини утренней зари, и Тифона, сына троянского царя Лаомедона. На десятом году осады Трои он вспомнил о своих родственниках и привел им на помощь флот из Эфиопии. Вскоре прибывший из Африки герой был смертельно ранен у городских ворот Ахиллесом.
Убитая горем мать отвезла тело погибшего сына назад в Эфиопию, где каждое утро оплакивала его. Ее слезы в виде росы ежедневно падали на землю. Растроганный ее горем Зевс оживил Мемнона и даровал ему бессмертие.
Поющие колоссы в Луксоре вызывали у греков ассоциацию с плачем Эос. Об этом удивительном феномене писали многие историки древности, в том числе Тацит, Павсаний и Филострат Афинский. Услышать его специально приезжал римский император Адриан со своей супругой Вибией Сабиной. После совместного прослушивания его фаворит Антиной неожиданно утонул в Ниле.
Спустя 65 лет император Септимий Север приказал отреставрировать поврежденную статую. После реставрации жалобные звуки исчезли и больше никогда не появлялись.
В настоящее время исполинские изваяния из кварцитного песчаника находятся в 3 километрах от западного берега Нила перед дорогой в некрополь археологической зоны Дейр-эль-Бахри (древние Фивы). Они расположены на высоте 77 м над уровнем моря. Неподалеку от них сохранился вырубленный в скале Заупокойный храм Хатшепсут и некрополь Долина Цариц.
Черты лица на колоссах Мемнона больше неузнаваемы. Короны на головах отсутствуют, но хорошо заметен немес (платок древнеегипетских фараонов). Возле ног находятся фигуры Тии и Мутемуйи, жены и матери Аменхотепа III. По бокам трона изображен Хапи, бог урожая и Нила. Он украшен цветами лотоса и папирусом, символизирующими Верхний и Нижний Египет.
Статуи установлены на платформах (пьедесталах). Их высота составляет 18 м. Ранее вместе с коронами она достигала 21 м. Длина ног равна 2 м, а ширина 1 м. Высота платформ около 330 см, а их площадь 1050х550 см.
Масса колоссов Мемнона была впервые рассчитана во время Египетской экспедиции Наполеона (1798-1801). Статуи весят около 750 тонн, а пьедестал 556 тонн.