Храм Хармандир-Сахиб является главной главным богослужебным сооружением приверженцев сикхизма. Эта монотеистическая религия появилась в XV веке в Пенджабе и отчасти стала синтезом индуизма и ислама. Ее основателем был Гуру Нанак Дэв (1469-1539). Сейчас сикхизм исповедуют около 27 млн человек. Большинство из них проживают в штате Пенджаб, расположенном на северо-западе Индии. Кроме него сикхи живут в США и странах, которые ранее входили в состав Британской империи.
Хармандир-Сахиб известен так же как Золотая Святыня или Золотой двор (Дарбар-Сахиб). Его название сложено из двух слов на языке пенджаби – хари (бог) и мандир (храм). В нем хранятся оригиналы священной книги «Ади Грантх», представляющей собой сборник религиозных гимнов, молитв и руководств по молитвенной практике.
Она была составлена в период с 1469 по 1708 год. Авторство большинства текстов принадлежит пятому сикхскому гуру Арджану Дэву.
В 1574 году четвертый гуру сикхов Рам Дас купил на пожертвования своих последователей за 700 рупий деревню Тунг и выкопал возле нее искусственное озеро, которое назвал Амритсвар. Три года спустя вокруг него был основан город, получивший такое же название. С санскрита оно переводится дословно как «озеро нектара».
Гуру Рам Дас всячески способствовал переселению купцов и ремесленников в Амритсвар с других городов Индии.
Арджан Дэв, сын Рама Даса и пятый гуру сикхов, в 1581 году приступил к строительству храма, расположенного на рукотворном острове посреди озера Амритсвар. Он пригласил Миана Мира, суфийского святого из Лахора, заложить первый камень в фундамент, чтобы подчеркнуть миролюбие и плюрализм своей религии. Строительство продолжалось 8 лет.
Пока велись строительные работы, пруд оставался пустым и сухим. После их окончания он был вновь наполнен водой.
Вскоре Хармандир-Сахиб стал главной святыней для сикхских паломников, а город превратился в крупный торговый центр Пенджаба. Считалось, что одно его посещение равно паломничеству в 68 других священных мест Индии.
Растущее влияние в регионе Гуру Арджана Дэва вызвало гнев Джахангира, четвертого падишаха Империи Великих Моголов.
Он был арестован по приказу падишаха. В обмен на свободу ему было предложено принять ислам, но он отверг это предложение, и после мучительных пыток был приговорен к смерти в 1606 году. Его сын Харгобинд вынужден был бежать в горы Сивалик вместе со своими наиболее ярыми приверженцами.
В 1757 году Ахмад-шах Дуррани, основатель Дурранийской империи, вторгся из Афганистана в Амритсвар и осквернил Хармандир-Сахиб. Перед уходом из города он сбрасывал в пруд нечистоты и внутренности забитого рогатого скота.
Сикхи очистили святыню от осквернения, но в 1762 году Ахмад-шах Дуррани снова вернулся в Амритсвар вместе со своим войском и почти полностью разрушил Хармандир-Сахиб. Два года спустя Джасса Сингх Ахлувалия, джатедар (предводитель) Сикхской конфедерации (1716-1799), собрал средства на реконструкцию святыни.
В 1766 году был восстановлен Даршан Деори (главный вход), проложена мощеная дорога и построен канал для забора пресной воды из реки Рави. Полностью реконструирован и покрыт золотом храм был только в период с 1802 по 1830 год при правлении Ранджита Сингха, первого сикхского махараджи Пенджаба.
Ранджит Сингх пржертвовал не только свое золото, но и подарил сельскохозяйственные земли, доходы от которых использовались для содержания храмового комплекса.
Храмовый комплекс был опять разрушен в июне 1984 года. Тогда на его территории была проведена антитеррористическая операция «Голубая звезда» по обезвреживанию генерала Джарнаила Сингха Бхиндравала, лидера сикхской религиозной группы Дамдами Таксал, и его сторонников. Решение об атаке было принято тогда тогдашним премьер-министром Индии Индирой Ганди. Правительство утверждало, что Бхиндравал превратил помещение храма в свою штаб-квартиру и склад оружия.
Для атаки на его сторонников были применены бронетехника и тяжелая артиллерия. После 24 часов непрерывного обстрела армия взяла под контроль территорию храма.
По официальным данным было арестовано 1592 боевиков и 493 убито. Среди погибших были и мирные жители. По заявлению правительства Индии их использовали как живой щит.
Правительство заявило, что боевики использовали паломников в качестве живого щита.
Военная операция в Хармандар-Сахибе была расценена сикхами как покушение на их религию. Многие из них оставили свои подразделения в индийских вооруженных силах, уволились с государственной службы и вернули правительственные награды.
31 октября 1984 года Индира Ганди была в отместку застрелена ее двумя телохранителями-сикхами. Ее убийство привело к антисикхским беспорядкам, в итоге только в Дели погибло более 3 тысяч сикхов.
Два года спустя ее сын Раджив Ганди, унаследовавший пост премьер-министра Индии, распорядился отремонтировать поврежденный во время военной операции храм. Ремонтные работы продолжались 13 лет.
Храм Хармандар-Сахиб из-за нескольких реставраций и перестроек теперь сочетает в себе элементы классической архитектуры Империи Великих Моголов и индуисткого раджпутского зодчества.
Святилище имеет квадратную форму размером 12,25 х 12,25 м и увенчано двухъярусным полукруглым куполом, покрытым золотой фольгой. Оно расположено на мраморной платформе размером 19,7 х 19,7 м посреди почти квадратного пруда (154 х148,5 м) глубиной 5,1 м. Он окружен круглой мраморной дорожкой шириной 3,7 м, предназначенной для ходьбы по часовой стрелке.
Потолок золотой, с тиснением и орнаментом. Своды по бокам украшены резьбой и небольшими цельными куполами, углы увенчаны бахромой, все покрыто сусальным золотом и тумбагой (сплавом золота и меди).
Цветочные узоры на мраморных плитах стен вокруг святыни выполнены в арабском стиле. На алтарях золотыми буквами начертаны стихи из священной книги «Ади Грантх» (Гуру Грантх Сахиб). На стенах лестницы вырезаны барельефы сикхских гуру.
Мавзолей соединяется с платформой коридором, вход в который называется Даршан Двара. В двухэтажном здании расположены административные помещения и сокровищница.
Для паломников, желающих искупаться в пруду, имеется полушестиугольный навес и священная лестница. Они верят, что омовение в нем восстанавливает здоровье и очищает карму. Многие из них набирают воду в бутылки для своих друзей и родственников.
Пруд окружен стенами двухэтажный двор с 4 входами. В нем уцелели 3 священных дерева, под которыми в прошлом отдыхали гуру сикхов.
За прудом ухаживают волонтеры. Они периодически его осушают и очищают.
Каждый день в храме Хармандир-Сахиб проводятся религиозные ритуалы. На рассвете сикхи выносят священную книгу и несут ее в паланкине с цветами на головах, под песни и звуки горна. Ее вносят в святилище на второй этаж и после окончания ритуального пения открывают и читают попавшуюся наугад страницу. Затем прочитанный текст переписывают для паломников, чтобы они читали ее на протяжении оставшегося дня.
В полночь с такими же почестями книга возвращается на первый этаж на ночлег, где ее кладут на специальное ложе.
Сикхи относятся к книге «Гуру Грантх Сахиб» как к человеку, почитая ее как воплощение 10 гуру сикхизма.
Для всех посетителей независимо от из конфессии доступна бесплатная столовая с вегетарианской кухней, открытая на протяжении всего дня. На ночь можно остановиться в гостевом доме даже без денег.
Сикхи сами приносят в храм продукты и делают другие разнообразные пожертвования, чтобы помочь нуждающимся людям.