Трабзон – город в северо-восточной части Турции, расположенный в одноименной провинции на побережье Черного моря. В античности он был важным торговым и культурным центром Понтийского царства, а средневековье стал столицей Трапезундской империи. В нем до 1923 года проживали понтийские греки, создавшие уникальную культуру и оригинальный стиль раннехристианской сакральной архитектуры.
В древности город располагался на Шелковом пути и был настоящим плавильным котлом, в котором смешивались различные народы со своими обычаями, языками и религиями. Древние греки называли его Трапезунта, а римляне Трапезус или Трапезунд. Название происходит от греческого слова трапеза, обозначающего стол. Оно возникло из-за столообразной формы центрального холма, на котором расположена историческая часть города.
Согласно древнегреческому историку Ксенофонту Трабзон был основан милетскими торговцами из Синопа в 756 году до нашей эры. В его окрестностях было около десятка поселений. Вскоре на них стали совершать набеги племена киммерийцев, чтобы углубляться с целью грабежей далее в Малую Азию.
Грабителей изгнал Ашшурбанапал (669-627 г до н. э.), царь Ассирии. В 546 году до нашей эры персидский царь Кир II Великий завоевал восточную часть Причерноморья и объявил ее персидской сатрапией. Войска Александра Македонского в 333 году до н. э. вернули город грекам. Трапезунд стал одним из самых важных морских портов в Государстве Селевкидов, а затем Понтийской империи.
После серии войн с Римской республикой понтийский царь Митридат VI Евпатор потерпел поражение. Трапезунд перешел под власть Рима. В эпоху правления императора Адриана (117-138) в нем была построена цитадель и возведены городские укрепления. Кроме торговли город прославился своим судостроением.
Он благополучно развивался до нашествия готов в 258 году, когда его большая часть была уничтожена.
Возрождение Трапезунда произошло в византийский период. Христиане активно строили церкви и монастыри, а император Юстиниан I укрепил городские стены. Город снова стал главным портом в Восточном Причерноморье.
В 1204 году после взятия крестоносцами Константинополя Византийская империя распалась. Трапезунд стал принадлежать императорской династии Великих Комнинов, основавших Трапезундскую империю. Они правили ею до 1461 года, когда ее захватили турки-османы.
Через пару лет последний император Давид Великий Комнин был задушен вместе со своей семьей после неудачной попытки сформировать коалицию против султана Мехмеда II Завоевателя. Большинство богатых жителей Трапезунда были переселены в Константинополь. Остальные горожане попали в рабство, а молодежь в янычары. В городе остались только бедняки, жившие в районе порта, а он сам был переименован на турецкий лад в Трабзон.
С той поры до XIX века в нем практически не было построено никаких новых зданий. Уцелевшие церкви были преобразованы в мечети. Положение Тразона было столь бедственным, что Османская империя даже не взимала с него налоги.
После русско-турецкой войны (1828-1829) и подписания Адрианопольского мира оживилась торговля в причерноморском регионе. В городе появились британские компании, занимавшиеся транзитной торговлей с Персией. Крымская война (1853-1856) так же способствовала развитию торговли, поскольку в порту стала загружаться военная техника.
Во второй половине XIX века в Трабзоне начали строиться новые здания. После запрета работорговли в 1855 году в нем обосновались работорговцы, которые нелегально перевозили рабов с Кавказа на небольших парусных лодках на Ближний Восток и в Египет.
После открытия Суэцкого канала (1869) и строительством железных дорог в Анатолии в начале XX века Трабзон снова потерял свое значение как портовый город. Во время Первой мировой войны гонениям со стороны османов подверглись греки и армяне. В апреле 1916 года город был занят российскими войсками, с которыми стали сотрудничать представители греческой и армянской общин.
После поражения Греции в греко-турецкой войне (1919-1922) значительная часть понтийских греков переселилась в Грецию в ходе «обмена населения» согласно Лозаннскому договору. Греки, принявшие ислам, остались жить в Трабзоне.
С 1959 по 1970 год в Трабзоне находилась американская военная база. После распада СССР город стали посещать главным образом российские туристы и мелкие торговцы («челночники»).
Сейчас в городе кроме туристической сферы хорошо развито рыболовство. Здесь производят около 20% рыбной продукции Турции, открыт Черноморский технический университет, в котором обучаются около 40 тысяч студентов. Большой популярностью среди местных жителей пользуется футбольный клуб Trabzonspor.
В 840 году в Трапезунде была основана Трапезундская митрополия. В 1238-1263 годах в нем был построен христианский собор, получивший название Храм Святой Софии. Строительство велось по распоряжению императора Мануила I Великого Комнина.
После захвата Трапезунда османами собор был превращен в мусульманскую мечеть. В XIX веке и в начале XX века здание временно использовалось в качестве хранилища и лазарета для больных холерой.
Храм Святой Софии расположен на плоской вершине холма в 3 км к западу от центра города над побережьем Черного моря. Это крестово-купольный храм с высоким сводом, характерный для византийской архитектуры.
Главный неф и трансепт образуют средокрестие с 4 центральными залами и арочными поясами. Посредине свод переходит от прямоугольного основания к купольному перекрытию и барабану. Для освещения под куполом имеется 12 оконных проемов.
Внутренняя часть нефа имеет длину около 13,5 м в длину и 10,5 м в ширину. При этом куполообразный квартал смещен немного на восток. На западной стене находится нартекс, закрытый крестообразным сводом в области центрального нефа и цилиндрическими сводами с обеих сторон.
На востоке главный зал простирается до подковообразной алтарной апсиды в центре. Она имеет снаружи пятиугольную форму.
Все здание стоит на подиуме высотой около 140 см. В направлении с юга на север его длина составляет около 25 м. Ранее в нишах с южной и северной стороны подиума находились саркофаги.
Колокольня находится в 24 м к западу от церкви. Почти квадратная башня имеет 4 этажа, ее архитектура напоминает итальянскую. Над первым этажом находится часовня с остатками фресок на стенах.
В храме сохранились 55 фрагментов фресок на тему библейских сюжетов. Для них характерно реалистичное анатомическое изображение, что выходит за рамки строгого формализма византийского искусства.
На меловой стене в 45 км к югу от Трабзона в конце IV века был основан монастырь Панагия Сумела. Сейчас возле него находится небольшой городок Мачка. Название происходит от греческого слова melas (черный). Так из-за своего цвета называлась гора, на которой на высоте около 1071 м над уровнем моря расположился монастырь.
В нем с 1682 по 1921 год находилось учебное заведение для обучения понтийских греков греческому языку, религии и литературе.
Согласно легенде икона, написанная Евангелистом Лукой, после его смерти была принесена двумя ангелами в пещеру в Понтийских горах. Ее посреди леса и водопадов обнаружили отшельники Варнава и Софроний в 385 году. Пещера была расширена, а в ней отшельники построили часовню.
В 500 году византийский император Анастасий I помог построить здесь монастырь. В 640 году он был уничтожен пожаром, но быстро восстановлен. Его несколько раз разрушали в XII веке грабители в поисках чудотворной иконы, но не смогли ее найти. По преданию, монахи прятали икону в реке, но вода не могла повредить ее.
Свой нынешний облик монастырь приобрел в XIX веке. Он пришел в упадок после очередного пожара 1930 года. Сейчас он признан национальным достоянием, охраняется государством и доступен для посетителей.
В нем кроме иконы Евангелиста Луки хранится осколок креста, на котором умер Иисус. С их помощью каждый месяц освещалась вода из целебного колодца. Паломники использовали ее для лечения самых разнообразных недугов.
В монастырь ведет длинная узкая лестница. Основными его частями являются скальная церковь, несколько часовен, монашеские кельи, гостевой дом, библиотека и святой источник. Вода в монастырь Панагия Сумела поступает по акведуку, проложенному в скальной породе.