На севере индийского штата Карнатака располагается деревня Хампи, которая находится посреди руин средневекового города Виджаянагара, бывшего на протяжении 1343-1565 годов столицей Виджаянагарской империи. В период расцвета в нем проживало от 200 до 500 тысяч человек, а его площадь превышала 26 квадратных километров. Своим величием в то время он уступал только Пекину.
В средневековье город был хорошо укреплен и контролировал почти всю Южную Индию. Сейчас от былого величия осталась только небольшая деревушка, в которой живут меньше 3 тысяч жителей. Тем не менее, в 1986 году она была внесена в Список мирового наследия ЮНЕСКО, а с 90-х годов прошлого века считается одной из самых важных достопримечательностей страны.
В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» описывается раса живущих в джунглях ванаров, человекообразных обезьян. Они были созданы богом Брахмой, чтобы помочь Раме в войне против злого демона Раваны. Эти существа отличались необыкновенной силой, воинственностью, бесстрашием и честностью.
Согласно многочисленным преданиям и изысканиям индийских исследователей ванары жили в окрестностях Хампи в королевстве под названием Кишкиндха. Ими правили братья Сугрива и Вали. Первый убил второго и вместе с Хануманом стал главным союзником Рамы.
В память о тех временах осталось множество холмов, скал и огромных валунов. Местные жители уверены, что их разбросали вокруг Хампи воинственные обезьяны в знак своей нечеловеческой силы и мощи.
Территория нынешнего штата Карнатака в III веке до нашей эры входила в состав империи Маурьев. На месте деревни Хампи c VI по VIII век существовал город Пампапура, который был одним из центров индуизма в Южной Индии. В нем был построен индуистский храм Вирупакша, превратившийся со временем в большой храмовый комплекс, посвященный богу Шиве.
Название Пампапура переводится с санскрита на русский язык как «город Пампы». Пампой называлась река, на берегу которой он был расположен. Сейчас она называется Тунгабхадра.
В начале XIV века Делийский султанат предпринимал неоднократные попытки подчинить своему влиянию южные земли Индии, однако встретил ожесточенное сопротивление образовавшейся в 1336 году Виджаянагарской империи. Ее основателями стали братья Харихара и Бука из Андхра-Прадеша, бывшие высокопоставленными чиновниками. Они были похищены и доставлены к султану.
В Дели братья были обращены в ислам. Убедившись в их лояльности, делийский султан отправил их на юг для подавления антимусульманских беспорядков. Братья воспользовались удобным случаем, отказались от ислама и служения своему повелителю, начав захватывать окружающие земли в своих личных интересах.
Основав Виджаянагар (дословно: город победы), братья заручились поддержкой местных правителей. Феодальные отношения и продуманная налоговая система позволили им приобрести солидный капитал. Основные доходы новообразованное государство получало от торговли специями, драгоценными камнями и арабскими скакунами.
Оборонительные стены Виджаянагара обеспечивали полную безопасность его горожанам, однако в январе 1565 года из-за недальновидной политики его короля Рамы Раджи он был взят войсками Делийского султаната. 80-летний Рама Раджа был взят в плен во время битвы при Таликоте и обезглавлен.
Город был разграблен и частично разрушен, а большинство жителей уничтожены. Некоторым членам королевской семьи удалось сбежать и возобновить сопротивление захватчикам, но силы были неравны. Все попытки возродить город оказались безуспешными. Около 1650 года Виджаянагар полностью утратил свое значение.
Индуистский храм Вирупакши привлекает паломников со всей Индии и иностранных туристов. От популярного курорта Гоа доехать до него можно примерно за 10 часов на автобусе. Он сохранился до наших дней практически в своем первоначальном виде благодаря реконструкции, проведенной в первой половине XIX века.
В XI веке в нем уже были части, посвященные Шиве, Пампе и Дурге. В эпоху Виджаянагара храм был существенно расширен.
Святыня состоит из двух дворов, к которым ведет дорога через высокие гопуры (надвратные башни в храмовой ограде) высотой около 50 м. У входа храмовый слон благословляет паломников. В главный храм можно попасть через мандалу, украшенную резными колоннами.
Скульптуры изображают животных, а потолок расписан картинами с изображениями Шивы и сцен из Махабхараты. Над храмом возвышается гранитный холм, открывающий вид на реку Тунгабхадра и весь храмовый комплекс. Рядом стоят две огромные скульптуры Ганеши и находится пещера, где по легенде Сугрива спрятал ожерелье Ситы. Немного дальше сохранился полуразрушенный базар длиной около 750 м, построенный в XVI веке.
Святилища храмов Шивы и Пампа Деви обращены лицом на восток, чтобы первыми встречать восход солнца. Сооружение представляет собой пирамидальную башню с пилястрами, на каждом из которых расположены произведения, в том числе эротические скульптуры.
С южной стороны находится молитвенный зал. К нему примыкает общественная кухня. Вода в нее попадает по прорезанному в скале каналу.
Главная мандала в храме Шивы состоит из оригинальной квадратной мандалы и прямоугольного расширения, состоящего из двух слитых квадратов и 16 опор. Росписи на потолке, по всей видимости, были сделаны во время реконструкции в XIX веке.
Каждой весной в феврале или марте в храмовом комплексе Вирупакши проходит индуистский праздник Махашиваратри. Он символизирует ночь свадьбы Шивы и Парвати. В этот день совершаются пуджи, происходит отпущение грехов. Адепты шиваизма имеют возможность получить благословение высших сил, веселятся и пьют освежающий напиток из молока, каннабиса и миндаля.